Анна: Здравствуйте, в эфире русская линия подкастов и её ведущие, Анна... Андрей: и Андрей. Анна: В прошлый раз мы начали говорить о таких замечательных праздниках, как Рождество и Новый Год. Мы сравнили рождественские православные и католические традиции и перешли к личным воспоминаниям.
Андрей: А помнишь как ты была дед морозом, когда мы справляли Новый Год.
Анна: Я в основном была... Я потом стала традиционной снегурочкой.
Андрей: (со смехом) Традиционной снегурочкой? Но сначала... Анна: Да, а... Андрей: А, нет… Анна: Нет, нет... я... Андрей: Это Глеб был дедом морозом. Анна: Глеба мы сделали, да.
Андрей: А ты была снегурочкой.
Анна: До этого у нас помнишь закомый наш был постоянно несколько лет подряд дед морозом... Андрей: Слушай... Анна: а потом Глеб стал... Андрей: , а почему они всё время в сапог кладут эти подарки и вешают на ёлку или под ёлку кладут? Анна: Не в сапог. Это они кладут, это не мы кладём. У нас дед мороз... Андрей: У нас просто под ёлку кладу что-нибудь. Анна: Под ёлку просто кладут. А дед мороз там, если уж приходит... Дед мороз это же советское явление.
Андрей: А у них там... ну да. Но у них Санта Клаус. То есть это вообще аналог деда мороза.
Анна: Ну естественно.
Андрей: А у них там развешивают на этих, на... носочках.
Анна: Потому что считалось... да. Считалось, что надо положить носок. Э... носок положить там в трубу. То есть... Андрей: Да. А!
И по трубе, короче, это самое... Анна: И по трубе он спускается, да, Санта Клаус. Андрей: И положит там тебе... что-нибудь... вкусненькое Анна: И положит какой-то... то есть либо в сапожок там... вообще-то в старое... потому что была какая-то история о том, что какая-то очень бедная девочка там нашла в своём рванном носке... Андрей: А!!! Анна: ... или где бедный мальчик. Но что-то там была изначально какая-то история именно про носочек... Андрей: Слушай, интересно как. Анна: ... ну вот как у... у бедных детишек. Понимаешь, там носочки. Потому что у нас, уж если ставить – исключительно валенок.
Андрей: Валенок! (со смехом) Анна: (со смехом) Слушай, в носочках, в рванных, ни один ребёнок не выживет в России зимой! Андрей: (со смехом) Ну да.
Анна: У нас какие-то были, на сколько я знаю, русские рождественские - они немножечко другие традиции. Ну то есть очень похожие, естественно тоже ёлка.
Андрей: Ну вот кроме ёлки по-моему ничего... такого.
Анна: Нет, ну на самом деле вспомни балет Щелкунчик – он весь построен вокруг рождества.
Андрей: Ну там я так понимаю взяли книжку... Анна: мальчику подарили... Андрей: историю вернее и на неё написали музыку и так далее. Анна: Ну да.
Но я имею ввиду, что историю... Андрей: А история была не русская. Анна: История была не русская, но композитор был русский. Поэтому... Андрей: Ну понятно... Анна: Поэтому сюжет самого балета. Андрей: Это не его.
Анна: Нет, сюжет самого... либретто балета оно выстроено вокруг русского рождества.
Андрей: Русского?
Анна: Конечно. Композитор был русский!
Андрей: Ну не было у русских щелкунчиков!
Анна: Мальчику подарили... (со смехом) Зато у них было очень много немецких гувернёров, а сказка была немецкая! Я думаю, что у самого Чайковского тоже в детстве была немецкая гувернантка или гувернёр.
Андрей: Ну да. Тогда и, вобщем-то, понятно откуда рождество идёт... Анна: Ну да. Андрей: То есть не понятно до нового года или после нового года.
Анна: А что ты знаешь... а что ты знаешь... чего? Ну раньше-то не было. Это же после семнадцатого года мы сравняли новый год.
Андрей: А!
Да, точно.
Анна: У нас до семнадцатого года был свой новый год.
Андрей: Точно, точно.
Анна: А потом решили сделать как все.
Андрей: Точно, точно, точно. Так оно и было.
Анна: Поэтому мы справляли своё. У нас было своё летоисчисление, свой новый год, свой этот самый… Андрей: (со смехом) Своё летоисчисление… Анна: Нет, ну летоисчисление было такое же, но свой новый год был и соответственно своё рождество. Андрей: (в шутку) И плевали мы на них!
Анна: Слушай, а скажи мне пожалуйста, это ведь римский собор расколол. По-моему, второй или третий. Там в тысяча сто или тысяча двести каком-то… Андрей: Понятия не имею кто кого расколол. Анна: Ты не помнишь?
Андрей: Нет, когда, собственно говоря, Рим… разницу между католическим и православным рождеством… Анна: Ну, мне кажется это сразу пошло. Андрей: Нет. Сначала было у нас так же как было в Византии.
Анна: Да, у нас всё было как в Византии.
Андрей: А на западе стало потом… Анна: Как в Италии? Андрей: Ну как в Италии... Анна: Как у папы. Андрей: (со смехом) Как у папы, да.
Анна: (со смехом) Как у папы, да. То есть а почему они сдвинули эту дату мне совершенно не понятно.
Андрей: Мне кажется на зло врагам.
Анна: (со смехом) Очень может быть.
Андрей: Взяли и решили: сдвинуть!
Анна: Будем на две недели позже.
Андрей: Да. И тут сразу видно кто… еретик, а кто… Анна: Подожди, а вот те же самые болгары Андрей: Ну? А!
Ну у них как-то вообще странно. То есть они вроде как православные, а рождество у них... нормальное.
Анна: А рождество у них как у католиков.
Андрей: Слушай, интересно.
Анна: То есть тоже очень странно.
Андрей: Ну что ещё интересного в новый год у вас было?
Анна: На новый год… Андрей: А, самое интересное, мне кажется, это ёлки. Детские ёлки.
Анна: Ой, слушай, ну это замечательная традиция.
Андрей: Иногда, в хороший новый год можно было сходить до трёх ёлок. Одна ёлка до нового года. И пара ёлок значит на папиной работе и на маминой работе. То есть три ёлки, как минимум. Одна там в детском саду или там в школе. И плюс две, так сказать рабочие ёлки.
Анна: Нет, у меня так не было.
Андрей: Не было у тебя так?
Анна: У меня было… Андрей: Но ты зато… Анна: У меня у мамы на работе ёлок не было, она могла достать максимум один билет Андрей: Один билет. Анна: Один билет на какую-нибудь… Андрей: Но зато во Дворце… во Дворец Съездов. Анна: Да ты чего!
Андрей: Нет?
Анна: Ты чего!
Андрей: Туда не пробиться?
Анна: Да туда не пробиться! У меня была всю жизнь… Андрей: мечта, да? Анна: (со смехом) ты думаешь чего я так хочу Матвея туда отправить? У меня единственно было лет, по-моему, в девять или в десять… Я попала на зимние каникулы на какой-то балет… скорее всего на Лебединое Озеро Андрей: Слушай, а нас как возили всё время! Анна: Я попала... сейчас... я попала на Лебединое Озеро во Дворец Съездов и там в буфете продавали этот... помнишь, там же ключ был. То ли там ключ был, то ли... ну вобщем, везде были подарки, они были... Андрей: Шоколадный ключик, что ли? Анна: Нет, нет, нет. Везде подарки были в картонных этих упаковках.
Андрей: А!!!!
Анна: А там была настоящая пластмассова коробочка!
Андрей: Точно!
Анна: То ли в виде самого Кремля Андрей: Я чего-то помню. Анна: То ли в виде ключа... ну я так понимаю... Андрей: Ключа там... Анна: Ключа. Андрей: То ли в виде яблока или ещё чего-нибудь.
Анна: Да. Ну вобщем, что-то такое необыкновенное там было. И попав на это Лебединое Озеро зимой, Андрей: Ага... Анна: И мне мама купила этот подарок Андрей: подарок Анна: вот такой же как был на Кремлёвской Ёлке. Андрей: А... Анна: То есть просто купила его там в буфете для меня. Причём, на сколько я понимаю он был дорогой.
Андрей: Ну естественно.
Анна: И ты знаешь... И у меня было такое... я думаю: соврать, что я была на этой ёлке... Андрей: (со смехом) или не соврать? Анна: или не соврать. Но всё-таки я не решилась... Андрей: (со смехом) Но по крайней мере подарок... Анна: да. Андрей: был точно с Кремлёвской Ёлки.
Анна: Да. Но во всяком случае, я его гордо держала в руке, что бы все видели Андрей: и показывала всем Анна: (со смехом) ехала в метро, чтобы все думали... Андрей: что ты с Кремлёвской ёлки. Анна: (со смехом) Да!
Андрей: (со смехом) Ужас какой!
Анна: Слушай, я как-то ужасно хотела попасть! Нет, один раз я была... один раз удалось достать... ну кто-то там кому-то... Андрей: ну понятно... Анна: Да, достал, значит билет на ёлку в Лужники. Андрей: Ну это тоже была там Анна: да Андрей: достаточно престижная ёлка. Анна: Да, да, да. Это была... вторая была по престижности.
Андрей: Мне кажется вторая была по престижу ёлка.
Анна: Вторая по престижности. Там какое-то ледовое представление, ну... Андрей: «Ледовое побоище» Анна: Да, ледовые побоища у нас везде были. А так я ходила на одну, один раз... иногда у меня получалось на две, иногда, когда я ещё по-меньше была Андрей: Но в школе у вас же тоже была ёлка, наверняка. Анна: Ты знаешь, я не помню ни одной ёлки в школе.
Андрей: Серьёзно, да? Не готовили номера, не выступали?
Анна: Ничего, максимум там какой-то куций концерт. У нас вообще... вот... Андрей: странно! Анна: Ты знаешь, потому что вот я когда слушаю бабу Валю там.. зелёный театр, то есть какие-то такие инициативы.
Андрей: ну да.
Анна: То есть как видно это в Москве уже всё выродилось Андрей: Серьёзно? Я вот начинаю вспоминать... Анна: У нас в школе не было ни одного там... ни драматического кружка...я... единственное у нас были «голубые огоньки». Мы делали «огоньки» в классе. Там на двадцать третье февраля ина восьмое марта, мальчики девочкам, девочки мальчикам готовили номера. И вот это было... это единственное что было. Всё остальное... то есть вообще некуда было деться.
Андрей: Ужас какой.
Анна: Ну зато... зато там... можно было там сходить, я не знаю там... Андрей: Слушай, я помню... тоже помню нас возили на этих самых, на автобусах и в Москву возили, там в местный город на эти ёлки. Мы смотрели всякие представления. Но я не помню во Дворец Съездов, может быть ещё куда-то. Но я помню вот эти вот скучные балеты, представления какие-то. Я помню подарки. А!
Самое интересное нас возили в цирк на новый год! Вот это было классно. Весело достаточно было. Всю дорогу там едешь там, порядка двух часов.
Анна: Нет, я не помню много ёлок. Я только помню один раз... один единственный раз я попала... мне наверное лет 6 было Андрей: ну, ну, ну? Анна: мне кажется деде нашёл... потому что это была какая-то заводская ёлка.
Андрей: Ну вот это очень популярно было.
Анна: Да, вот это... дело в том, что у меня же ни кто на заводах не работал. То есть то ли это дед достал где-то там опять же. Вот это именно была, я помню в каком-то небольшом дворце культуры и меня поразило... меня забрали... то есть я там не сидела ни с мамой рядом, ничего... меня забрали. Там всех детишек посадили на пол. Потому что до этого я была там в театре где-то там, может быть в цирке7 А здесь, я была потрясена. Может это была моя первая ёлка. Потому что я была в центре действия. Это не то, что ты сидишь в зале и там на сцене что-то происходит, а ты зритель. А здесь, за счёт того, что ты сидел на полу и они периодически к тебе там подходили, потом начали там кружить и так далее и тому подобное. Все эти там снегурочки или кто-то бегать. То есть было ощущение, что ты во всём этом участвуешь. И вот это было...я конечно... вот эту ёлку я помню. Я была потрясена. Всё остальное было вобщем, довольно однообразно и как-то... Андрей: Но вот у меня чуство такое осталось с детства, что вот... как-то чуство не то что несправедливости... какой-то фальши. То есть происходит это...новая ёлка... «ёлочка зажгись»... там всё окей. Э... дед мороз там... а потом... дед мороз начинает раздавать подарки по списку...мне казалось, что это ужасно нечестно.
Анна: По списку!!!???
Андрей: Ну а как же? Все подходят и берут там. Одни заказывали один подарок, другие заказывали другой подарок.
Анна: Так ты на каких ёлках был?
Андрей: А один может подойти два раза там, или три раза... Анна: Слушай, ну это ты, наверное, на ваших... Андрей: местных, да. Местные ёлки.
Анна: А, потому что у нас... Андрей: И поэтому он достаёт там список или какие-то дают а... жетончики естественно нельзя давать детям, потому что они могу потерять. И поэтому всё это как-то напрягало достаточно.
Анна: Слушай, ну вот э... ну я с тобой согласна. Мне это тоже не нравится. Нет, дело в том, что я была только вот на таких, на профессиональных этих ёлках там.
Андрей: И там сразу давали подарки?
Анна: Нет, там... там давали. То есть ты... Андрей: Или на выходе? Анна: Там я не помню на выходе или на входе, но факт тот, что ты... у тебя есть билетик Андрей: А! Анна: Ты идёшь с билетиком, как в театр и тебе на этот билет Андрей: То есть один раз его отрывают на вход Анна: да Андрей: А второй раз на... Анна: на... на подарок. И у всех одинаковые подарки.
Андрей: Ну это не годится там для маленьких детей. Они могут там потерять этот билетик. Это же такая трагедия.
Анна: Маленькие дети... Нет, маленькие дети ходят с родителями.
Андрей: Ну что же они... родители их там водят вокруг ёлки что ли?
Анна: А там сидят. В Лужниках там ты сидишь как на спектакле Андрей: А! Ну в Лужниках да.
Анна: Там можно э... маленькие там... либо маленькие дети... Кремлёвская ёлка была только для... я не знаю что там было во-первых... Андрей: (со смехом) членов политбюро и их... Анна: нет, она была только для школьников от семи лет. Андрей: А!
Анна: То есть там маленькие... а школьников уже там организованно заводили-выводили. В Лужниках там я сидела рядом с мамой Андрей: ну понятно. Анна: Там просто сидишь. Мне мама всё время говорила: «Да что тебе...» - как видно у неё на работе не было ёлки. Ну у них... она не на заводе работала. У них не было каких-то там ёлок, а может это было там дорого или не могла она билет достать. Поэтому мне там обычно э... я попадала там я не знаю, в театр куда-нибудь, на какую-нибудь там новогоднюю сказку. У мамы были какие-то, я помню, знакомые... несколько знакомых у неё было в разных театрах. И нас там... я несколько раз ходила там на какие-то сказки, там первого числа, второго числа.
Андрей: О! Ну видишь, у тебя тоже был свой фан!
Анна: Не, у меня был свой фан, но это всё было не с подарком.
Андрей: У меня с подарками всё исключительно!
Анна: Слушай, а как ты... ты помнишь как ты вот ночью встречал первый раз новый год?